Аренда
техники

Строительство
дорог

Озеленение
территорий



Советы по оптимизации складского хранения

Во время кризиса оптимизация складского хранения - это реальная возможность сократить издержки производства, и сейчас российские предприятия начинают обращать внимание на эту проблему. Причем, если склады готовой продукции еще более менее "терпят" отсутствие оптимизации, то склады материалов необходимо преобразовывать к более современным уровням. Приведу наглядный пример:
 
Покупатель пришел к вам в магазин, торговый дом или выставочный центр, где продается, скажем, строительная техника. Выбрал товар и оплатил его на кассе. Далее ему требуется пройти на склад за получением товара. И вот он подходит к складскому работнику, отдает накладную и смотрит вслед удаляющемуся грузчику, который, в свою очередь идет искать необходимую номенклатуру по ориентирам в его голове. В этом случае покупатель может прождать и 15 минут, и час, он же все равно уже заплатил, а репутация компании хоть и пострадает, но не сильно. Теперь представим ту же ситуацию на складе сырья и материалов. В этом случае пропавший на необъятных просторах складских площадей, в дебрях стеллажей грузчик сначала задержит формирование производственного заказа, а это повлечет в дальнейшем задержки материалов на производстве, остановку одного цеха или даже нескольких цехов в зависимости от производственных цепочек. В первом случае страдает репутация компании и возможно потеря одного покупателя, во втором случае издержки от такого "похода" работника склада многократно увеличивают издержки всего производства. Мне пришлось поработать над оптимизацией складов в России и я видел каким образом организованы склады на зарубежных компаниях. 

В начале 2000-х годов ситуация в отечественном производстве была удручающей, если не сказать еще хуже. После кризиса конца ХХ-го века российские предприятия только начал задействовать производственные мощности, доставшиеся от СССР, но порядком, присущим иностранным компаниям, эти предприятия не отличались. Приведу простой пример, в 2003 году меня в качестве логиста привлекли к организации складов материалов на одной динамично развивающейся компании. Я видел как подобное складское хозяйство было организовано на венгерской фабрике известной 
американской компании. На складе у американцев работали 2 человека (оператор и водитель погрузчика), у нас те же обязанности выполняли 36 человек (начальник склада, 2 оператора, 3 учетчика и 31 грузчик) в две смены, потому что даже столько человек не справлялись с формированием производственных заказов. Производственники наседали на кладовщиков, кладовщики наседали на подчиненных и так далее, в конце концов грузчики просто говорили, что им мало платят, а как известно за низкую производительность труда и платят мало. В последствие выяснилось, что ранее проводились оптимизации работы производства, но эти оптимизации отрицательно сказались на работе складов лишь усложнив им работу. По сути производилась не оптимизация, а разгрузка производства за счет нагрузки складов. Но я не стану далее углубляться и обратимся к складам. 

Во всех проектах самое трудное - начать. Я обычно представляю, что все уже работает в штатном режиме, все тяжелые моменты пройдены и уже готовятся будущие задачи. Ну теперь вернемся к нашим складам материалов, где царит бардак, неразбериха и недовольные работники. 

Прежде всего, надо туда пойти и посмотреть. Оторвать мягкое место от стула, оторвать взгляд от умных книжек по логистике и спуститься с "небес на землю".
Пройдитесь сами, можете взять с собой проводника, но только для того, чтобы он показал вам дорогу и помог пройти охрану.
Никого не слушайте, смотрите и думайте сами. Потому, что если сначала к вам подойдет заведующий складом, кладовщик, учетчик, грузчик или охранник и начнет рассказывать, как они работают то это может с самого начала сбить вас с правильного направления и исказить вашу точку зрения как специалиста. Поверьте, у вас потом будет куча возможностей поговорить с ними, но самое первое мнение и взгляд, обязан быть вашим собственным. 
И еще несколько причин, почему не надо выслушивать "исповеди" работников складов.

1. Они начинают жаловаться на условия работы. Прежде всего выясните, каким образом они доносят свои жалобы до собственного начальства. Если окажется, что начальство их не слушает или они боятся, что их уволят, то смело пропускайте такие вещи. Если сами работники не считают нужным исправлять проблемы своими силами или с помощью своего начальства, то Вы им точно вряд ли поможете, а подобные разговоры "едят" ваше время. Здесь аналитикам пригодятся пара советов: сразу спросите, в курсе ли начальство о проблеме, и постарайтесь впоследствии устроить очную ставку подчиненных с начальством в вашем присутствии. Зачастую на практике, когда появляются начальники, то у подчиненных при вопросе "как дела? какие проблемы?", дела сразу становятся нормальными, а проблемы самоустраняются. И напоследок не ленитесь и запишите в свой блокнот эту проблему, впоследствии придется искать первопричины или корень, если будет что-то серьезное. 

2. Они просят от вас содействия в получении чего-нибудь. Все подобные просьбы необходимо пропускать через вопрос "Зачем?". Этот вопрос поможет вам добраться до сути: возможно на складе необходим совершенно другой ресурс или он вообще не нужен, если ответа на ваш вопрос не последует.

3. Я думаю, что не открою для Вас нового, но в книжках мало пишут о проблеме воровства на складах. Любой склад - это место, где воруют. И это надо всегда учитывать. Вы никогда не узнаете всех "цепочек" и "кто с кем связан". Поэтому Вас всегда будут уводить подобными разговорами или отвлекать от проблем учета или наведения порядка на складах. Я не говорю, что если кто-то работает на складе, то он обязательно ворует, но с большей степенью вероятности это так и есть, и мой опыт тому подтверждение. Обычно самые недовольные или те, кто активно или пассивно пытаются помешать наведению порядка, занимаются растаскиванием складского добра, прикрываясь перед начальством различными "благородными" целями. Из опыта приведу пример, на складе нашли еще один склад, товары на котором не были нигде учтены. Причем начальник склада оправдываясь, сказал, что вот если у нас будет недостача чего либо при инвентаризации, то мы сможем ее возместить из этих "запасов" и ни с кого вычитывать ничего не станут. И только лишь с этой целью был организован этот личный "общаковский" дополнительный склад. 

На что следует обратить внимание при первом посещении склада. Это чистота. Как бы банально не звучало, но мусора или грязи в этих помещениях быть не должно, и это самое главное чего следует добиваться в начале. Мне приходилось видеть на складах ткани, когда хранение было так организовано, что при комплектовании производственного заказа на фабрику, оказывалось, что в ткани уже вывелся не один мышиный помет. Еще на производственных складах часто скапливается неликвид, который никогда не потребуется в производстве, например бирки с отмененными ГОСТами, или различные фирменные символики после ребрендинга. От всего такого необходимо избавляться, списывать официально и вывозить со склада, не следует прибавлять стоимость их хранения к издержкам.

Далее необходимо обратить внимание на разделение складов на зоны. В любой книге по логистике Вам расскажут об этих зонах. Зона хранения, зона разгрузки, зона погрузки, зона комплектации, зона контроля количества и качества и т.д. Некоторые зоны должны быть, а некоторые могут отсутствовать - это зависит от специфики и номенклатуры склада.

Далее необходимо узнать обязанности каждого работника склада, и заодно выяснить как они сами знают свои обязанности. Какой техникой обеспечены, и кто следит за режимом эксплуатации. Опять же из своего опыта - вилочные погрузчики на складах работают от аккумуляторных батарей, и если во время обеда не поставить такой погрузчик на зарядку, то в самый ответственный момент придется бегать своими ногами при комплектовании очередного заказа. А один погрузчик может заменить от 3 до 10 грузчиков. 

Ну и самое последнее - это мозг и залог автономной работы склада с максимальным исключением человеческого фактора. Я имею ввиду информационную систему управления складом. Сейчас на рынке присутствуют множество подобных систем, как российского, так и зарубежного производства, причем выбор системы зависит от специфики каждого конкретного склада. Например, если склады связаны в цепочку с производством, то крайне желательно, чтобы система управления складом была частью ERP-системы управления всем производством. Если склады не связаны с производством, то вполне можно подобрать приемлимое IT решение для управления складом дешевле и качественней, чем система управления из ERP. 

Еще обращаю внимание на важную вещь - это адресный склад. К моему удивлению, отечественные предприятия редко имели у себя адресные склады, и вся информация о местонахождении складской номенклатуры хранилась у очередного "дяди Васи" или "тети Маши", а ориентирами служили "возле третьего окна" или "напротив туалета". Адресный склад характеризуется разбиением на отдельные ячейки, в которых хранятся складские запасы. 
Каждая из этих ячеек имеет свой адрес и складским работникам заранее известно содержимое каждой ячейки.
Это значительно экономит время отгрузки заказов со склада и увеличивает производительность труда обслуживающего персонала.
Более того некоторые западные фирмы оставляют покупателям только адрес ячейки с товаром и предоставляют возможность комплектовать товар на складе самим.

Хотя на практике не всякий склад способен быть адресным. К примеру, если у Вас при комплектовании заказа необходимо предоставить 600 мелких деталей (например пуговицы), а приходят и хранятся они от поставщика россыпью или в упаковках по 1000 штук, причем упаковки не занимают много места в ячейке, и оптимально хранить в одной ячейке по несколько видов пуговиц, то тут уж извините, адресного склада не получится. Как мы ни старались сделать такой склад адресным, то просто не хватало ячеек на складе, т.к. виды номенклатуры превышали по количеству ячейки, то сталкивались с невозможностью ведения всей мелочи в информационной системе адресного склада (просто напросто время формирования заказа увеличивалось на время учета синих заклепок ячейке 29-03-01 и т.д.). Вообще неадресный склад сразу видно по следующим признакам: количество номенклатуры всегда будет превышать количество ячеек, номенклатура очень часто меняется и ведение ее в информационной системе учета адресного склада будет занимать длительное время. В этом случае сразу бросайте идею адресного склада.

Ну а далее, просто представьте, что Вы находитесь у себя дома. Складские стеллажи - это ваши домашние полочки и ящички, а складская номенклатура - это ваши вещи. И начинайте наводить порядок. Удачи Вам в этом нелегком деле.

Артур Коконов









Новая
техника:

Техника
в аренду:

Наши
объекты:

Новое
на сайте:

Последние
объявления: